«Я никогда не могу оставаться в области чистого умозрения, а должен тотчас же подыскивать к каждому изложению наглядное представление, и поэтому сейчас же ускользаю в царство природы». И.В. Гёте
Идея этой выставки была показать только одну область деятельности Гёте как естествоиспытателя - его интерес к растениям. 28 августа 1749 г Гёте родился во Франкфурте на Майне. В этот год начал выходить 36 томный труд Жоржа Луи Леклера де Бюффона «Естественная история». В этом сочинении он пытался дать картину общего развития природы, показать взаимосвязь растений и животных. Бюффон выявил значение огромных интервалов времени в развитии природы.Органический мир обретал историчность и развитие. Разрывы в поступательном движении прогресса могли прерываться катастрофами как знаменитое Лисабонское землетрясение, происшедшее 1-го ноября 1755 года. Оно произвело глубочайшее впечатление на весь культурный мир. Беттина фон Арним в своей книге "Переписка Гёте с ребенком" рассказывает следующее о впечатлении, произведенном этой катастрофой на Гёте: "Маленький Вольфганг не имел после этого события ни одной спокойной минуты! Бушующее море, которое в мгновение поглотило корабли и затем выступило из берегов, чтобы затопить огромный королевский дворец, разрушить высокие башни, море огня, объявшее город, тучи демонов, восставшие из недр земли - все это произвело на мальчика глубочайшее впечатление". Мир вступал в период крушений царств и революций. Гёте осознал это как проявление демонизма, носителем которого для него был Наполеон. Свойство Гёте –человека: перерождение . Он был склонен резко обрывать связи и безоглядно устремляться к новым берегам.Таково было его бегство в Италию, где он занимаясь ботаникой, открыл феномен протоорганизма«прарастения» - исходный тип развития всего растительного царства. События внешне протекали безбурно, но путем «бури и натиска» рождалась новое направление - морфология: Рим 2 декабря 1786 г.
«Тут я снова предался своим ботаническим размышлениям и на следующий день продолжил их во время прогулки к Монте-Марио, на виллу Мелини и виллу Мадама. Очень интересно наблюдать, как протекает постоянная, не прерываемая сильными холодами вегетация. Почек здесь и в помине нет, отчего начинаешь понимать, что такое почка. Земляничное дерево (Arbutusunedo) снова цветет, в то время как дозревают его последние плоды, а на апельсиновых деревьях цветы соседствуют с дозревающими и уже созревшими плодами (впрочем, последние, ежели они не растут между строениями, в это время года принято укрывать). Кипарис, это респектабельнейшее дерево, в особенности когда он стар и строен, тоже наводит на различные размышления. В ближайшие дни я побываю в ботаническом саду и надеюсь там многое узнать». Писал Гёте в своем знаменитом «Итальянском путешествии».
О том, как развивались дальнейшие события в постижении растений Гёте и его последователями, начиная с указанной даты 1786 года, мы попытались показать на нашей небольшой выставке.
А. Сытин
В организации выставки принимали участие Марина Георгиевна Батурина. Фотофиксацию материала и видеосъемку провел Дмитрий Данилович Сластунов. Автор текстов комментариев Андрей Кириллович Сытин.
Благодарность за содействие в проведение ее мы выражаем Галине Николаевне Панкратовой и заведующей Отдела Библиотеки Российской Академии наук при Ботаническом институте им. В.Л. Комарова Марии Сергеевне Зиминой.
Все фотографии можно открыть на полный экран и увеличивать колесом мыши.
Первое издание "Метаморфоз растений" И. B. Гёте (1790) по свидетельству автора, книге, вышедшей отдельным изданием: "пришлось встретить холодный, почти неприязненный прием".
Наша выставка приурочена не к биографическим датам рождения великого поэта и естествоиспытателя. Мы старались показать его отношение к науке о растениях, а также влияние идей Гёте в работах отечественных биологов. С момента выхода "Метаморфоз растений" прошло 230 лет. Но идея о прарастении родилась раньше- во время его итальянского путешествия(1786). Многие поколения биологов - последователей Гёте помнили строки из философского стихотворения "Метаморфоза растений" (1798): "Образы все – и подобны, и каждый от прочего все же \ Разнится: в их кругу тайный заложен закон, / Скрыта загадка святая" (Перевод Д. Бродского). Поисками этого "тайного закона" занимались в России еще в XIX веке натурфилософы -шеллингианцы, среди них ботаник Михаил Александрович Максимович (1804-1873). В ХХ веке -зоологи -сравнительный анатом Владимир Николаевич Беклемишев (1890-1962), теоретик биологии Александр Александрович Любищев (1890-1972), палеоботаник Сергей Викторович Мейен (1935-1987), основатели московской школы биоморфологии растений Иван Григорьевич Серебряков (1914-1969) и Татьяна Ивановна Серебрякова ( 1922-1986).
Joseph Karl Stieler (1781-1858) И. B. Гёте, 1828. Новая Пинакотека, Мюнхен. Известный портрет Гёте с письмом Людвига I Баварского в руке.
Титульный лист сочинения Гёте "Versuch die Metamorphose der Pflanzen". Gotha, 1790.
И. B. Гёте Научные сочинения в трех томах. Издательство научных изданий КМК, Москва. Составитель, редактор, автор примечаний С.В. Казачков. - Т. 1. 2014. Тексты из этой книги мы часто цитируем в обзоре выставки.
Владимир Осипович Лихтенштадт (1882-1919) – переводчик естественноисторических трудов Гёте. Он создал тексты этого сборника находясь в заключении в Шлиссельбургской крепости за изготовление взрывных снарядов и участие в террористическом акте взрыва на даче П.А. Столыпина на Аптекарском острове в августе 1906 г., повлекшем десятки человеческих жертв.
Goethea (Malvaceae)– Гётея – род цветковых растений из семейства мальвовых, описанный Chr. G. D. Nees von Esenbeck из Бразилии.
Одна из самых романтических сцен "Фауста" происходит на горе Брокен в Гарце, природа которого описана точным взглядом естествоиспытателя.
Автограф стихотворения Гёте "Божественное" (1783). "Будь же прав, человек, Милостив и добр!". Графика рукописи, где «Тонкие линии его почерка уже в ту пору носили тот свободный и ясный характер, который сохраняется и доныне, когда он пишет готическими буквами». (Эккерман, 27 января 1830 г.).
Ботаник Франц Шельфер (1778-1832) - директор Ботанического сада в Галле, натурфилософ, был сторонником идей Гёте в ботанике.
Дом -музей Гёте в Веймаре. В нем нам особенно дорог рабочий кабинет и сад великого поэта и естествоиспытателя.
Живая изгородь из подстриженных кустов кизила (CornusmasL. - Kornelkirsche)
Рабочий кабинет Гёте
Август Иоганн Георг Карл Бач (1761-1802) с 1792 г. профессор естественной истории в Йене и директор ботанического сада, где " поставил задачу расположить растения по семействам в восходящем порядке их постепенного развития и усовершенствования . (Гёте. Автор рассказывает историю своих занятий ботаникой (Гёте, 2014. С. 62).
Фридрих Сигизмунд Фойгт (1781-1850) –иенский зоолог и ботаник, директор ботанического сада в Йене. Гёте: «Фойгт говорит, что метаморфоза растений едва ли не плодотворнейшее открытие новейшего времени в области естествознания» (Эккерман, 1 марта 1830 г.). В этом директорском доме находилось небольшое жилое помещение, где останавливался Гёте во время своих частых визитов в Йену.
Лист дерева Ginkgo biloba с дерева в Ботаническом саду в Йене , которое видел Гёте и посвятил ему стихотворение в "Западно-восточном диване": "Существо ли здесь живое\ Разделилось пополам, \ Иль, напротив, сразу двое\ Предстают в единстве нам?...(1815).
Агнесс Арбер (1879-1960) - одна из выдающихся исследовательниц морфологии и анатомии растений, была также оригинальным философом и историографом ботаники.
В Италии Гёте определял растения руководствуясь трудами Карла Линнея. Гёте о Линнее: «Пытаясь воспринять его резкие, остроумные разграничения, его меткие, целесообразные, но часто произвольные законы, я чувствовал внутренний разлад: то, что он пытался насильственно разъединять, должно было, по глубочайшей потребности моего существа, стремиться к соединению»
Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн (1751-1829), художник сопровождавший Гёте в его путешествии по Италии и создавший знаменитый портрет поэта "Гёте в римской Кампаньи" (фрагмент) (1787). Стремительное бегство Гёте в Италию от рутины Веймарского двора обратило его к созерцанию природы и наблюдениям за растениями. Именно здесь возникла идея "прарастения".
Игорь Полянский в книге о Гёте показал развитие научных идей в ботанике в контексте эстетики позднего европейского Просвещения.
Разворот книги И. Полянского с портретом Гёте на фоне Неаполитанского залива и Везувия и органография листа в таблицах Линнея и набросках Гёте.
Иоганн Петер Эккерман. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. Пер. с немецкого Наталии Ман. М., 1981
Иоганн Петер Эккерман (1792- 1854) - секретарь Гёте, сохранивший потомкам живой образ Гёте во всем разнообразии его интересов и деятельности.
Русский перевод писем Гёте и Фридриха Шиллера М., 1988 г. насчитывает 1010 писем. Последнее помечено апрелем 1805 г. 9 мая 1805 г. Фридрих Шиллер скончался.
Книга посвящена истории Архива Гёте и Шиллера в Веймаре, где хранятся документы поэтов, их корреспондентов, а также выдающихся жителей Веймара, в том числе композитора Ф. Листа.
Беседа Гёте и Шиллера в Йене. В саду Шиллера часто бывали братья Вильгельм и Александр фон Гумбольдт. Вильгельм жил в Йене в 1794-1797 г. Он вспоминал, что в философских диспутах Гёте ничуть не уступал убежденному кантианцу Шиллеру. Последний несколько разочаровал Гёте. Заинтересованно выслушав его теорию о прарастении он сказал: это не опыт, а идея.
"Если, в самом деле, все части растений, за исключением стебля, могут быть сведены к форме листа и суть лишь видоизмнения последнего, то легко сделать вывод, что не очень трудно развить теорию зарождения растений" Гёте "Каспар Фридрих Вольф об образовании растений" (1767). (Гёте, 2014. С. 89.)
Гёте изучал сочинение Вольфа "Theoria generationis", обнаруживая близкие идеи о метаморфозе растений. Вольфу принадлежит термин "точка роста" - инициальные клетки, расположенные на апексе побега растения.
Статья Гёте " Каспар Фридрих Вольф об образовании растений" в которое рассматривается возможность трансформации органов растений. Мысль о единстве плана строения всех живых существ высказал морфолог Э.Ж. Сент-Илер (1772-1844) в споре с Ж. Кювье. Гёте горячо поддерживал позицию первого.
Некоторые из морфологических терминов К.Ф. Вольфа. Выделена "Punctum vegetationis" - точка роста.
Иоганн Рейнгольд Форстер и его 17-летний сын Георг на Таити. Оба совершили исследовательское путешествие на судне "Резолюшн" под командованием Д. Кука во втором (антарктическом) кругосветном путешествии 1772-1773 гг.
Статья Алексея Константиновича Скворцова о путешествии Иоганна Рейнгольда Форстера в Нижнее Поволжье.
Forstera sedifolia G. Forster - собрана в Новой Зеландии Иоганном и Георгом Форстерами в кругосветном плавании капитана Кука . Оба исследователя были хорошо известны Гёте. Название новому роду дал К. Линней -сын.
Статья И. Полянского в сборнике "Русско-немецкие связи в биологии и медицине" Вып. 4. СПб: Борей Арт.2003.
Иммануил Кант (1724-1804) философ, родоначальник немецкой классической философии. Гёте:"Кант меня попросту не замечал, хотя я , в силу своих прирожденных свойств, шел почти таким же путем, как он. "Метаморфозу растений" я написал, ничего еще не зная о Канте, и тем не менее, она полностью соответствует духу его учения" (Эккерман, 11 апреля 1827 г.).
Гёте: "Шиллер настойчиво советовал мне бросить изучение философии Канта. Он уверял, что Кант ничего не даст мне. Сам же ревностно его изучал, впрочем, я тоже не без пользы для себя" (Эккерман, 11 апреля 1827 г.).
Гёте об Александре фон Гумбольдте:«По части научных знаний и живого восприятия жизни ему, можно сказать, нету равных. И такой разносторонности я тоже ни у кого не встречал! О чем ни заговори, все ему известно, и он щедро осыпает собеседника духовными дарами» (Эккерман, 11 декабря 1826 г.).
Благодаря "Космосу" и другим сочинениям Александра Гумбольдта на рубеже общей географии и систематики растений возникла новая дисциплина- ботаническая география. Гумбольдт сводил большое количество внешне разнородных фактов к действию немногих, преимущественно климатических причин.
Карл Христиан Фридрих фон Ледебур(1785-1851)
Систематик, флорист и педагог, автор "Flora Rossica".
"Алтайская флора" (Flora Altaica. Vol. 1-4; 1829- 1834) и дополняющие ее роскошно изданные изображения растений " Icones plantarum
novarum" Cent. 1. 1829 - вызвавшие восхищение у Гёте: "Ледебур, русская
флора, украсившая мою библиотеку благодаря великой герцогине,
замечательное сочинение, вводящее много новых видов" - писал он 1 мая 1830 г. (Литературное наследство. Т. 4\6. Гёте. М., 1932. Дурылин. С. : 124). Рисунок Ледебура с живого растения Atragene macropetala (Ledeb.) Ledeb. - княжик крупнолепестный.
Crepis multicaulis Ledeb. - скерда многостебельная. Icones plantarum novarum Centuria 1. 1829
Prunus divaricata Ledeb. - слива распростертая. " Icones plantarum
novarum" Centuria. 1. 1829
Aegopodium alpestre Ledeb. - сныть приальпийская. Icones plantarum novarum Centuria 1. 1829
Polygonatum roseum (Ledeb.) Kunth -купена розовая.Icones plantarum novarum Centuria 1. 1829
C. F. Ledebour Титульный лист " Icones plantarum novarum" Centuria 1. 1829
Иоганн Готфрид Гердер ( 1744-1803) Идеи к философии истории человечества "Это произведение, возникшее пятьдесят лет тому назад в Германии, оказало невероятно большое влияние на воспитание всей нации (Гёте, 1828)
Иоганн Готфрид Гердер: "как великие законы природы определяют полезность их, влияние на жизнь животных и людей в каждой стране, в каждой области Земли ˂…> Выскажем свое пожелание, чтобы была у нас приспособленная к истории человечества общая ботаническая география. Кн. 2. 2. Растительный мир Земли в связи с историей человечества. Гердер Идеи к философии... (М. 1977. С. 45). Гёте считал эту книгу (1784-1791) лучшим произведением Гердера.
Фердинанд Емельянович Гердер (182?- 1896) - ботаник - библиограф. С 1856-1892 работал в Императорском ботаническом саду в Петербурге. Потомок И.Г. Гердера.
Систематический каталог библиотеки Петербургского ботанического сада. 1886. 510 с.
Вильгельм Тролль (1897-1978) немецкий ботаник, ученик Карла Гебеля был представителем морфологической типологии и структурализма, особенно в изучении закономерностей ветвления цветоносного побега (синфлоресценция).
Андрей Николаевич Бекетов (1825-1902) - выдающийся ботаник и учитель многих поколений русских ботаников. Ректор Санкт-Петербургского университета. Дед великого русского поэта Александра Блока.
Один из самых образованных советских ботаников Евгений Владимирович Вульф (1885-1941) погиб от осколка снаряда, попавшего в сердце в блокадном Ленинграде. В своей деятельности он, возможно, более других приблизился к идеалу фаустианского человека.
Владимир Леонтьевич Комаров (1869-1945), ботаник- систематик и ботанико-географ, всегда питал творческий интерес к истории науки.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - основатель геохимии, биогеохимии, учения о ноосфере. Автор многих трудов по философии естествознания. Готовил том избранных сочинений Гёте по естествознанию в конце 30-х годов ХХ века. Полагал, что судьба Гёте -становиться все более современным в каждом новом поколении.
Армен Леонович Тахтаджян (1910-2009) - создатель филогенетической системы цветковых растений, ботаник-эволюционист.
Иван Иванович Канаев (1893-1984) - генетик (ученик Ю. А. Филипченко), входил в близкий круг теоретика культуры, философа и литературоведа М.М. Бахтина (М. В. Юдина, К. Вагинов, И.И. Соллертинский и др.) как историк науки переводил и комментировал сочинения Гёте, Ламарка и др.
Борис Евгеньевич Райков (1880-1966) историк эволюционной мысли в России.
Выдающийся представитель московской школы морфологии растений Татьяна Ивановна Серебрякова (1922-1986) подчеркивает онтогенетический подход в учении Гёте о метаморфозе и о метамере- побеге как об универсальной структурной единице.
Дональд Каплан рассматривает науку о морфологии растений в контексте развития современной биологии.
Лариса Николаевна Васильева (1950-2017), миколог, теоретик систематики, разрабатывала метод комбинаторики применительно к филогении грибов:"Изначально для Линнея была важна множественность организмов (знание, чем они отличаются и каков уровень отличий), для Гёте - множественность частей в одном организме. «Всякое живое существо, - писал он [9, с. 196] (курсив наш. - Л. В. ), - не есть нечто единичное, а является известной множественностью»".
Карен Араевич Свасьян - философ, литературовед и антропософ -один из глубоких интерпретаторов творчества Гёте. Лариса Васильева: Наиболее парадоксально то, что почти все сказанное Свасьяном о типе, предложенном в учении Гёте, можно как раз применить к идее (эйдосу) Платона, но философское богатство данного понятия целиком приписывается ученику, а идеи Платона интерпретируются просто как мысли. На самом деле идеи Платона есть отличия вещей [4, с. 424; 5, с. 126-127], их, действительно, можно увидеть (узреть), причем с помощью того самого опыта, который якобы «методически отделен» от идей.
Филолог А.М. Саяпова рассматривает творчество Гёте через призму герменевтического истолкования.
Книга Гёте. Научные сочинения в 3 томах обязана появлением издателю Кириллу Глебовичу Михайлову. В этой статье он кратко рассматривает идеологию и концепцию отечественного Гётеведения, где биологам принадлежит далеко не последняя роль.
Одним из интереснейших исследователей естественнонаучного наследия Гёте является московский энтомолог и историк науки Георгий Юрьевич Любарский -автор монографий среди которых Происхождение иерархии: история таксономического ранга. М., 2018.
Рецензия А.К. Сытина на книгу Гёте. Научные сочинения Т. 1. КМК 2014.
Ильменау - город в центре Тюрингийского леса -одно из любимых мест экскурсий Гёте: Не раз, гора, к твоим стопам могучим
Влеком бывал я жребием летучим.
Сегодня вновь мой новый юный рай
На склонах мягких обрести мне дай!
Как вы, холмы, эдема я достоин:
Как ваш простор, мой каждый день спокоен. Русская поэзия обогатилась отсюда переводом М.Ю. Лермонтова: "Горные вершины спят во тьме ночной"...
Побег растения и насекомые. Рисунок Гёте. Из «Итальянского путешествия» «Казерта 15 мая"
.Художник Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807)
Гёте:" Мне он со своей обычной решительной откровенностью сказал: «Задатки у вас есть, но применить их вы не умеете. Останьтесь у меня на полтора года, и вы достигнете того, что доставит радость и вам и другим». Разве же это не канонический текст для проповеди всем дилетантам? Посмотрим, будет ли и мне от нее какой-нибудь прок".
Формы облаков над холмами к востоку от Йены. 10 мая 1816 г. Рисунок И. В. Гёте
Статья "Гёте и Мюнхен" о связях поэта с Баварией.
Из статьи Гёте и Мюнхен И. фон Мэннлих - художник и архитектор.
Валентин Ванифатьевич Корона (1948-2001) ботаник- морфолог и филолог, ученик С.В. Мейена. Термин "биологические флексии" - навеян учением Гёте о метаморфозах растений.
Из книги В.В. Короны об учении Гёте
Из книги В.В. Короны об учении Гёте
Из книги В.В. Короны об учении Гёте
Из книги В.В. Короны об учении Гёте
Письма М.А. Шика к невесте Н.Д. Шаховской.
Михаил Владимирович Шик по поручению В.И. Вернадского выполнял сверку текста Гёте с русским перводом. Почти закончив эту работу он был арестован и растрелян на Бутовском полигоне в сентябре 1937 г.
Несколько примечательных для своего творчества книг Фаворский исполнил для издательства «Academia», в котором я в тридцатые годы заведовал художественной частью. Первыми из них были «Избранная лирика» Гёте под редакцией А. Габричевского и С. Шервинского. (1932). Я не случайно предложил Владимиру Андреевичу именно томик поэзии Гёте. Мне было известно, что Фаворский долгое время жил и учился в Германии, хорошо знал эту страну и ее культуру и что лирика Гёте с молодых лет была для него источником светлой любви и почитания. Верилось, что Фаворский лучше других сможет найти образ данной книги. Он сделал для стихотворений Гёте отлично скомпонованный и награвированный портрет- фронтиспис, в котором показывал его не только поэтом, но и естествоиспытателем» ( Михаил Порфирьевич Сокольников, искусствовед, в кн. В.А. Фаворский. Воспоминания о художнике. М. Книга. 1990. С. 146).
Гёте в возрасте 42 лет. Гравюра И.Г. Липса. 1791 г.
Титульный лист монографии "Роды и виды пальм" К.Ф. фон Мартиуса. Об этой книге Гёте написал небольшую рецензию, 2014. с. 168.
Таб. 28. " Euterpe oleracea, также на речном берегу; река впадает в море, откуда наступает прилив" ( Гёте, 2014. с. 168).
Таб. 41. " Attalea compta и Mauritia vinifera, за которой почти пустынная местность, где в большем или меньшем отдалении виднеются деревья этого вида " ( Гёте, 2014. с. 168).
Таб. 49. " Corypha cerifera. Служащий фоном ландшафт являет собой равнину, усеянную деревьями, в основном пальмами; вдали вздымаются горные вершины " (Гёте, 2014. с. 168).
«Затем он снова вернулся к господину фон Мартиусу, хваля его за пылкое воображение. –По правде говоря, –продолжал он, – без этого прекрасного дара невозможно представить себе подлинного естествоиспытателя. Я, конечно, подразумеваю не расплывчатое и туманное воображение, не грезы о чем-то реальном, но воображение, которое, отрываясь от нашей земли и пользуясь масштабом действительного и уже известного, устремляется к предугадываемому, предполагаемому. Вдобавок такое воображение должно еще выяснить, возможно ли это предполагаемое и не вступает ли оно в противоречие с другими, уже осознанными, законами. И еще, основной предполсылкой здесь является мысль спокойная и широкая, то есть способная охватить живую природу и ее законы». (Эккерман, 27 января 1830 г.).
Гёте о Мартиусе: « его краткий обзор спиральной тенденции растений весьма значителен. Если можно пожелать автору большего, то разве что смелее и решительнее проводить в жизнь открытый им прафеномен и, не робея, провозгласить этот факт законом, не ища ему подтверждения на окольных путях» (Эккерман, 27 января 1830 г.).
"Те из таблиц, на которых изображены детали ветвей, листьев, цветов и плодов, выполнены очень тонко и похожи на изящно вырезанные и тщательно отделанные талантливым резцом гравюры на меди" (Гёте, 2014. с. 167). Изображения в книге Мартиуса исполнены в технике литографии, изобретенной в Мюнхене.
"Живописное чувство и вкус, с каким г-н фон Мартиус сгруппировал предметы в ландшафтное целое, заслуживают похвалы всех тех, кто способен взглянуть на его работу и оценить ее с художественной точки зрения." Гёте, 2014. с. 168. ( Martius, 1823, Tab. 75.)
Фрагмент изображения ( Martius, 1823, Tab. 75.)
"Сведущие люди будут не менее удовлетворены и работою г-на Гоге, который в обычной карандашной манере изобразил на камне последние из упомянутых таблиц, следуя образцам, собственоручно изготовленным г-ном фон Мартиусом"( Гёте, 2014. с. 168).
Март 1832 г. Иоганн Петер Эккерман
В конце этого года и в начале следующего Гёте вновь предался любимым своим занятиям естественными науками и углубился, отчасти под влиянием Буассере, в дальнейшую разработку законов радуги, а также, из интереса к спору между Кювье и Сент-Илером, продолжал трудиться над метаморфозой растительного и животного мира. Ко всему он еще редактировал вместе со мною историческую часть «Учения о цвете» и работал над главою о смешении красок, которую я, по его желанию, подготовлял для теоретического тома.
В ту пору много было разнообразных разговоров между нами и много я слышал его остроумнейших высказываний. Но поскольку я каждый день его видел полного сил и бодрости, мне казалось, что так будет вечно, и я с меньшим вниманием относился к его словам, чем в другое время, покуда не стало слишком поздно и 22 марта 1832 года мне не пришлось вместе с тысячами добрых немцев оплакивать невозместимую утрату.
На смерть Гёте
(фрагмент)
Погас! Но ничто не оставлено им
Под солнцем живых без привета;
На все отозвался он сердцем своим,
Что просит у сердца ответа;
Крылатою мыслью он мир облетел,
В одном беспредельном нашел ей предел.
С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.
Евгений Баратынский, 1832